У ливанцев нашли "гены крестоносцев"

Тема: Интересные факты

В генетическом коде мужчин из христианской общины Ливана ученые выделили черты, указывающие на их происхождение от средневековых крестоносцев. Исследование нескольких сотен мужчин в Ливане показало, что у мужчин из христианской общины есть гены, более характерные для жителей Западной Европы.

У мусульман в Ливане генетический код имеет больше общих признаков с жителями Аравийского полуострова. Исследование проводилось в рамках проекта "География гена", призванного выделить направления миграций прошлого через генетический код.

Прежние исследования в странах Ближнего Востока и Северной Африки уже фиксировали признаки масштабных миграций с Аравийского полуострова, которые можно связать с распространением ислама в VII-VIII веке нашей эры.

Однако следов переселенцев из Западной Европы в регионе ранее не наблюдалось; обнаружение их в Ливане, который был одним из основных конечных пунктов Крестовых походов XI-XIII века, указывает на вероятное время миграции.

Исследователи подчеркивают, что в целом генетический код христиан и арабов-мусульман в Ливане почти полностью совпадает, и обнаруженные различия крайне малы.

Предметом исследования был состав Y-хромосомы, которая имеется только у мужчин и является единственным признаком, отличающим мужчин от женщин на генетическом уровне. Y-хромосома воспроизводится от отца к сыну. При копировании случаются небольшие ошибки, которые накапливаются в течение многих поколений, что позволяет выделять среди Y-хромосом так называемые гаплогруппы, до некоторой степени соответствующие месту происхождения.

В Ливане исследователи изучили код 926 мужчин. Оказалось, что у христиан часто можно выделить участок хромосомы, условно обозначаемый как WES1. Прежде он был известен главным образом по жителям Западной Европы.

У мусульман часто встречался код с условным обозначением J1, типичный для потомков выходцев с Аравийского полуострова. У христиан он встречался реже. "Это странно, поскольку как правило мы не наблюдаем такого расслоения по религиозному признаку", - прокомментировал директор проекта "География гена" Спенсер Уэллс.

"Целью исследования было привнести научный элемент в историю этой страны, которая сама по себе очень богата", - говорит один из авторов, Пьер Заллоуа из Ливанского американского университета в Бейруте.

"То, что с исламской экспансией и миграцией из Европы эти две великие цивилизации сошлись в Ливане и оставили не только свои гены, но и свою культуру и образ жизни, делает нашу страну только богаче", - добавляет он.

Полностью исследование генетического кода ливанцев опубликовано в журнале "American Journal of Human Genetics". Проект "География гена" был запущен журналом "National Geographic" в 2005 году для того, чтобы восстановить картину заселения различных частей земного шара.

Созданный для реализации проекта консорциум продал более 250 тысяч наборов для тестирования ДНК, а региональные центры взяли образцы генетического материала у 31 тысячи человек.

ВВС